5 C
Нью-Йорк
Пятница, 22 января, 2021

Buy now

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании


Начало: Hispano-Suiza

В отличие от Франции, Италии, Германии и других европейских стран, промышленность Испании в начале ХХ века была развита довольно слабо, а ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство. Тем не менее уже в 1904 году в Барселоне появилась совместная испано-швейцарская автомобилестроительная компания La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles S.A. Её основали испанские предприниматели Дамиан Матеу и Франсиско Сейо, а «мозгом» фирмы стал инженер-швейцарец Марк Биркигт. Отличительной особенностью марки была её изначальная ориентация на выпуск дорогих автомобилей высшего класса – «лакшери», как их бы назвали сегодня.

Однако автомобильной державой Испания стала еще в XIX веке: в 1898 году некий адмирал Эмилио де ла Квадра открыл в той же Барселоне фабрику по производству электрических омнибусов La Cuadra, поэкспериментировав заодно и с легковыми электромобилями, и с грузовиками. После неудач с «чистыми электричками» были созданы несколько вариантов «гибридов» с ДВС, а полностью переключиться на автомобили с двигателем внутреннего сгорания ла Квадре помог упомянутый выше инженер Биркигт, однако уже к 1903 году предприятие стало полным банкротом. Именно в этот момент один из кредиторов адмирала, банкир Хуан Хайме Кастро, выкупил его, однако всего через год фирму «Sté Juan Castro S. en C. Fabrica Hispano-Suiza de Automoviles» постигла та же печальная участь.

Тогда финансисты Матеу и Сейо перекупили предприятие, назначив Марка Биркигта генеральным директором и главным конструктором вновь созданной компании. «Швейцарский след» в истории Hispano-Suiza на этом не закончился: в 1906 году швейцарцы Люсьен Пиктэ и Поль Пиккар приобретают права на производство Hispano-Suiza 20/24СV и 35/40CV, продавая их под брендами SAG и Pic-Pic. 

В десятые годы ХХ века автомобили Hispano-Suiza принимают активное участие в целом ряде гонок – начиная от «Catalon Cup», организованного королем Испании Альфонсо XIII, и заканчивая кубком Франции.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

В названии некоторых моделей Hispano-Suiza присутствовало «имя» короля Испании Альфонсо XIII​

Во время Первой мировой войны предприятие свернуло выпуск автомобилей и перепрофилировалось на производство авиационных двигателей V8.

Наиболее известной моделью испанской фабрики была Hispano-Suiza Н6 1919 модельного года, считавшаяся своего рода «референсным» автомобилем представительского класса. 

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Мощные двигатели и обилие приборов – по уровню роскоши испанские автомобили двадцатых годов могли на равных соперничать с лучшими из лучших!​

В двадцатые годы лицензии на производство узлов и агрегатов, созданных конструкторами Hispano-Suiza, приобретали такие престижные производители, как Rolls-Royce!

Однако дела у предприятия шли далеко не так хорошо, как хотелось её владельцам: и Первая мировая война, и экономические неурядицы тридцатых годов отнюдь не способствовали платежеспособному спросу на недешевые автомобили Hispano-Suiza.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Поэтому производство таких машин со временем сконцентрировалось на заводе Bois-Colombes, так как еще в 1910-м Матеу открыл в Леваллуа-Перре под Парижем сборочное предприятие Hispano-France, а в 1923-м во Франции было зарегистрировано предприятие Société Française Hispano-Suiza, которое находилось в новых помещениях в Буа-Коломб. А в самой Испании постепенно переходили на производство автобусов, грузовиков и авиамоторов. Дальнейшую судьбу фабрики определила гражданская война в Испании: в 1936 году региональное правительство Каталонии взяло под контроль испанские предприятия и перевело их на «военные рельсы», то есть на выпуск не только автомобилей, но и артиллерийских орудий.

В 1925 году чешская фирмы Skoda приобрела лицензию на производство автомобилей Н6В, получивших название Skoda Hispano-Suiza 25/100SK.

После начала Второй мировой войны Hispano-Suiza совместно с испанским банком Banco Urquijo и группой промышленных компаний основали «Sociedad Ibérica de Automóviles de Turismo» (S.I.A.T.). При этом Испано-Сюизы в Барселоне выпускали вплоть до 1944 года, а уже после окончания войны в 1946-м активы Hispano-Suiza перешли в собственность государственной компании ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones SA), которая впоследствии выпускала грузовики, автобусы и легковушки Pegaso. Французское подразделение Испано-Сюизы в пятидесятые годы также отошло от производства автомобилей и стало аэрокосмическим предприятием.

Ну а попытки возродить старейшую испанскую марку в конце ХХ века в виде Hispano-Suiza третьего тысячелетия воплотились лишь в неходовой прототип HS21, который использовал шасси Renault Spider, а также более полноценный с точки зрения техники концепт K8 с силовым агрегатом и узлами от Audi A8. 

Однако совсем недавно, в 2019 году, на Женевском автосалоне был представлен концептуальный электрогиперкар Carmen, cоздатели которого черпали вдохновение в футуристичном купе Hispano-Suiza H6C Dubonnet Xenia 1938 года, созданном по заказу специально для известного лётчика Андре Дюбонне.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

На фото: Hispano-Suiza H6C Dubonnet Xenia

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Carmen – самый свежий концепт-кар на тему исторических моделей Hispano-Suiza

Продолжение: Pegaso 

В двадцатые годы испанский рынок стал интересен иностранным компаниям: предприятие Ford Motor Ibérica заработало в 1920-м в городе Кадис, а General Motors Peninsular в Малаге – в 1927 году. Но гражданская война поставила крест не только на Hispano-Suiza, но и на других автозаводах, к которым относились небольшие предприятия вроде Motores y Automóviles Ricart и Elizalde.

После национализации Испано-Сюизы генерал Франко распорядился передать завод в подчинение Национальному институту промышленности INI. В это время были созданы государственные организации ENASA и СETA, целью которых были разработка и выпуск грузовых автомобилей. Заведовал ими министр промышленности и торговли Испании адмирал Хуан Антонио Суанзес. Так, ENASA начинает выпускать грузовики Pegaso, которые, по сути, были старыми моделями Hispano-Suiza. А Центр обучения автомобильных техников СЕТА, соответственно, стал своеобразной «кузницей кадров», готовившей инженеров, конструкторов, технологов и рабочих для заводов ENASA.

Возглавил обе конторы Вильфредо Пелахо Рикарт, которому в своё время принадлежала фирма Ricart. CETA под руководством Рикарта начала свою деятельность с проекта представительского автомобиля с 12-цилиндровым (!) мотором под индексом Z101, который предназначался для государственного аппарата и дипломатических миссий, однако он так и остался прожектом. Зато Рикарт утвердил у генерала Франко еще более амбициозную идею – создание спортивного автомобиля, которым могла бы гордиться вся Испания.

Для этой машины был сконструирован весьма современный двигатель V8 с четырьмя верхними (!) распределительными валами, системой смазки с сухим картером и полусферическими камерами сгорания, что даже в атмосферном варианте позволяло получить с 2,5 литров рабочего объема 142 лошадиные силы! Двухместный Pegaso Z102 был представлен на парижском автосалоне в 1951 году, а всего было выпущено пять экземпляров этой модели. В 1952-м объем двигателя увеличили до 2,8 литра, оснастив его вдобавок нагнетателем Roots, что увеличило максимальную мощность до 200-260 л.с. Автомобилей с индексом Z102B сделали втрое больше, чем машин первой серии, – 16 экземпляров, причем с разными кузовами от сторонних производителей. 

Летом 1952 года несколько автомобилей Pegaso отправились на Гран-При в Монако, однако из-за проблем с тормозами и топливной системой первый блин оказался комковатым – машины просто не добрались до финиша. А первую гоночную победу марке Pegaso принёс спайдер Pegaso Z102 Rabassada с алюминиевым кузовом. 

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
В 1994 году на базе оригинального шасси Z102 была создана реплика гоночного спайдера Rabassada

Увы, после того, как на тренировках один из заводских гонщиков, потеряв управление, вылетел с трассы и получил тяжелые травмы, Рикарт снял всю команду с соревнований. Зато в 1954-м он же замахнулся на создание болида для Формулы-1, однако из-за отсутствия финансирования затея не увенчалась успехом. Равно как не получилось и запустить в производство седан Z104, осилив лишь разработку тройки новых моторов объемом от 3,9 до 4,7 л. В итоге самый большой двигатель установили на прежнее шасси, обозначив «гибрид» как Z103. 

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
Серьезность амбиций производителя Pegaso подчеркивали двигатели V8

Однако за три года удалось изготовить всего два десятка машин этой модели, после чего ENASA полностью отказывается от производства легковушек в пользу грузовиков и автобусов. 

Такой расклад не очень устраивал Рикарта, который вдобавок поссорился с генералом Франко. В результате конфликта испанский конструктор переехал во Францию, став директором Lockheed, а вся документация и оборудование для производства легковых автомобилей по распоряжению Франко были уничтожены.

В шестидесятые годы ENASA приобретает ряд лицензий на производство кузовов и агрегатов, а в 1968-м компания становится владельцем предприятия S.A.V.A., выпускавшего автомобили по лицензии British Motor Corporation, и продолжает производство этих же грузовиков под маркой Pegaso.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Неожиданно новой легковой страницей в истории Pegaso стал прототип Pegaso Dual Turbo, созданный в начале восьмидесятых американцами Раффи Мунасяном и Биллом Миллером. Основой стеклопластикового кузова была пространственная рама, а 5,7-литровый V8 с парой карбюраторов и турбокомпрессоров позаимствовали у Chevrolet. Всего было построено три экземпляра 500-сильного Dual Turbo.

В это же время ENASA приобретает очередную лицензию у британского производителя Seddon Atkinson, а пару лет спустя испанцы получают возможность использовать на своих грузовиках кабины DAF. При этом грузовики Pegaso не только трудятся, но и принимают участие в ралли-марафонах – к примеру, в 1985-м испанская марка побеждает в Ралли Фараонов.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Итальянская корпорация IVECO приобрела ENASA в 1990-м году, а уже в 1991-м при участии британской компании IAD, о которой мы вспоминали в материале о перспективных микроавтобусах РАФ, было построено несколько реплик спайдера Z103. Однако дни марки Pegaso были сочтены: в 1994-м с конвейера сошел последний грузовик, а годом позже прекратили и производство двигателей Pegaso.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Вчера, сегодня и завтра: SEAT

Итальянская компания FIAT открыла свой филиал в пригороде Барселоны еще в 1919 году, однако точкой отсчета в истории самой известной испанской марки считается май 1950 года, когда было официально объявлено о создании нового испанского автомобильного производителя. Полное название предприятия Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo («Испанское сообщество легковых автомобилей для туризма») было сокращено до аббревиатуры SEAT.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Инвесторами стали всё тот же институт INI (51% средств), шесть испанских банков (42%), а 7% капитала вложили итальянцы из FIAT. Уже в 1953 году предприятие выпустило свой первый автомобиль, который был обычной малолитражкой Fiat 1400 с шильдиками SEAT. 

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Седаны Fiat 1400 (первое фото) и Seat 1400 (второе) отличались только шильдиками​

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
Seat 1400 выпускался и в виде вот такого фургончика

В 1957-м в Барселоне начинается производство SEAT 600. Как и итальянский «исходник» у себя на родине, испанский «шестисотый» пользовался у небогатых испанцев огромным спросом, что позволило предприятию собрать стотысячную машину марки SEAT уже к десятилетнему юбилею в 1960 году. 

А к 1971-му каждой четвёртой машиной в Испании был именно SEAT 600! Вообще, автомобилизация некогда отсталой сельскохозяйственной страны в послевоенный период происходила бурными темпами: если в 1946 году в Испании было всего 72 000 частных легковушек, то к 1966-му их насчитывалось уже около миллиона!

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

С 1968 года в Испании под маркой SEAT наладили выпуск легендарного «сто двадцать четвертого» – того самого Фиата, который впоследствии стал советскими Жигулями первой модели, а также известен в виде других братьев-близнецов, среди которых турецкий Tofas и индийский Premier.

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
Испанцы выпускали и версию 124-ки с кузовом универсал
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Со временем SEAT 124 получил несколько косметических обновлений внешности​

Новая модель позволила заводу в том же 1968-м собрать миллионный по счету автомобиль SEAT, а в 1974-м – двухмилионный

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Однако уже в 1980 году FIAT прекращает сотрудничество с SEAT. Два года спустя испанцы подписали соглашение о сотрудничестве с концерном Volkswagen AG, а в 1986-м немцы выкупили контрольный пакет испанской компании, став полноправным владельцем SEAT уже в 1990-м. Именно поэтому разработка некоторых популярных моделей (например, хэтчбека Ibiza) велась при активном участии не только специалистов Volkswagen, но и инженеров Porsche.

Впрочем, несмотря на «развод» с итальянцами, фиатовские корни без особого труда прослеживались в некоторых моделях SEAT, выпущенных в восьмидесятые годы (Marbella, Malaga). 

Однако с 1990 года практически все автомобили SEAT используют общую платформу с другими моделями концерна Volkswagen Group, став полноправным членом «большой немецкой семьи».

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Седанчик Cordoba, созданный на базе хэтчбека Ibiza MKII, был уже вполне «фольксвагеновским» продуктом

От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
SEAT Alhambra – он же Ford Galaxy, он же Volkswagen Sharan
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании
От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

Этот SEAT Leon делил платформу PQ34 с Volkswagen Golf IV и Audi A3

В заключение

Пусть испанской автомобильной промышленности не удалось сохранить независимость и возродить старейшую историческую марку Hizpano-Suiza, автомобильные энтузиасты этой страны выпускают малоизвестные мелкосерийные ретромобили Hurtan, спорткары Tramontana и Motor Spano, а доля автомобилей в общем объеме экспорта товаров составляет почти 20%! Сегодня в Испании работает более десятка автомобильных предприятий: Daimler AG, Ford, Nissan, Opel, PSA, Renault и Volkswagen, что позволяет этой стране входить в десятку мировых автопроизводителей, несмотря на обманчивое впечатление о ее «неавтомобильности».

Опрос

Какие испанские автомобили вам нравятся больше всего?

Всего голосов:



Источник

Related Articles

Стальные мускулы: Chevrolet Camaro

просто отменно. Производство Camaro развернулось на предприятиях в Цинциннати и Калифорнии. Полностью семейство было сформировано в ноябре 1966-го, когда появились восьмицилиндровые моторы рабочими объемами...

«Бондомобиль» в Москве

Осенью в Москве появится дилер легендарной марки...

5 причин покупать и не покупать Ford EcoSport

ИстокиНазвание EcoSport впервые прозвучало в 2003 году,...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Stay Connected

2,506ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -

Latest Articles

Стальные мускулы: Chevrolet Camaro

просто отменно. Производство Camaro развернулось на предприятиях в Цинциннати и Калифорнии. Полностью семейство было сформировано в ноябре 1966-го, когда появились восьмицилиндровые моторы рабочими объемами...

«Бондомобиль» в Москве

Осенью в Москве появится дилер легендарной марки...

5 причин покупать и не покупать Ford EcoSport

ИстокиНазвание EcoSport впервые прозвучало в 2003 году,...

Коммерческий BMW

Новости / Слухи Коммерческий BMW ...