Бодрый старичок

К сожалению (или счастью), я не настолько сумасшедший, чтобы бросить непыльную работу и окончательно пересесть за руль грузовика. Поэтому рабочий день проведу вторым водителем, а основным останется Денис, который уже два года работает на этой машине. Кстати, а что за машину нам дали? Дали нам старый-добрый Mercedes-Benz Axor 2007 года выпуска. А теперь отвлечёмся на небольшое лирическое отступление.

Есть у меня один знакомый, который рассказывал, как набирал на работу водителей. Ездить надо было на тягаче с полуприцепом. В первый рейс с первым кандидатом он пошёл вместе, ехали из Питера в Москву. 

Ехал новенький водитель неплохо: вовремя разгонялся и тормозил, почти не трогал педаль тормоза, замедляясь с помощью ретардера, адекватно оценивал обстановку вокруг машины, а прежде чем тронуться задним ходом под полуприцеп, даже «крикнул» сигналом. Мол, осторожно, еду назад. В общем, делал то, что ему положено. Через какое-то время мой знакомый попросил остановиться на перекур. Остановились, вышли, достали сигареты. Покурили, стоя у кабины, потрещали «за жизнь», сели и поехали дальше. На работу нового водителя не взяли. Почему? 

Работодатель объяснил своё решение просто: кандидат не воспользовался паузой на перекур для того, чтобы осмотреть машину во время остановки, проехав первые сто километров. Он должен был не стоять у кабины, а обойти машину вокруг и окинуть её хозяйским оком: проверить гайки колёс, посмотреть, не течёт ли что-нибудь из машины… А он этого не сделал. И моему знакомому этого хватило, чтобы искать другого водителя. Тем более, что водителей сейчас намного больше, чем работы. 

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном





Для чего я рассказал эту историю, полную феодального самодурства и капиталистического оскала? Чтобы объяснить, почему я первым делом обошёл пару раз наш грузовик вокруг. «Не на такого напали!» — говорил мой вид. Опыт не пропьёшь.

Что сразу удивило – это пробег. Хоть убейте, но я не поверю, что у 12-летнего Аксора, да ещё и ввезённого из Германии, может быть пробег 270 тысяч километров. И если снаружи машины выглядит бодрячком, а в технической части есть только один небольшой недостаток (о нём скажу ниже), то в кабине возраст и пробег чувствуются. Что поделать: для коммерческой техники такая ситуация очень характерна.

Итак, две оси, привод 4х4. Наша машина – это второе поколение Аксоров, вышедшее в 2006 году. В мерседесовской грузовой «табели о рангах» Axor занимает место между Atego и флагманским Actros, причём в этом поколении он получил моторы как раз от Atego. Вот и у нас стоит мотор OM 906 LA от версии x29. Объём рядной дизельной «шестёрки» – 6,37 л, мощность – 286 л.с. при 2 200 об/мин, максимальный момент – 1 120 Нм при 1 200-1 600 об/мин. Но все это не так интересно, как кабина этого Аксора.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном


Узнаёте? Да, мы её видели на КамАЗе-5490. Или, например, на КамАЗе-6580. И это не случайно, потому что именно старая кабина Аксора в своё время стала новой кабиной КамАЗа. Правда, сейчас уже времена изменились, у КамАЗа появилась кабина следующего поколения К5 (её взяли у Actros пятого поколения), но начало немецко-татарских кабинных отношений можно отсчитывать от этого Аксора (другие отношения, моторно-коробочные, начались раньше).

Уже в то время Мерседес ставил систему BlueTec, о чём говорит шильда на левой стороне кабины. А значит, тут есть очень многими «любимая» мочевина SCR. И вот как раз она у нас не работает. Вот это и есть тот единственный небольшой технический недостаток машины, о котором я говорил выше. Мотор в аварийный режим при этом не уходит (видимо, тогда с этим было не так строго, как сейчас), поэтому бак  AdBlue уже несколько лет пуст, как контрабас Билли Новика. Не экологично, зато экономично. 

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном


Этими же словами можно описать всю философию заслуженного Аксора. Никаких сложных или лишних устройств, всё просто и практично. И если на новых Аксорах можно встретить роботизированную коробку Mercedes PowerShift, то у нас стоит самая простенькая девятиступенчатая механика G 131-9 с гидравлико-пневматическим переключением и однодисковым сцеплением. 

За кабиной, как я и анонсировал в начале, у нас стоит крано-манипуляторная установка. Честно говоря, поклонники КМУ во многом правы: у неё есть много преимуществ, которые делают её достаточно востребованной даже сегодня, когда рынок автомобильных грузоперевозок уже близок к коме. Сильные стороны КМУ очевидны: для погрузки и разгрузки не нужен отдельный кран. Более того, на КМУ можно работать и вместо крана. Да, у неё из-за сочленённой стрелы и отсутствия противовесов несколько ниже грузоподъёмность, но в очень многих ситуациях манипулятор вполне способен заменить кран и со своими задачами вполне справляется.

Да, чуть не забыл о важнейшей характеристике грузовика: наша полная масса – 18 тонн. В принципе, это предел для Аксоров с колёсной формулой 4х2 и 4х4, а вот трёхосные Аксоры 6х4 и 6х2 могут похвастаться полной массой в 26 тонн.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Дела семейные

Пора бы уже выяснить, куда мы отправимся сегодня работать. Скажет это нам наш непосредственный начальник – Андрей Викторович. При этом скажет бесплатно, а не как некоторые…

А некоторые начальники (особенно в крупных предприятиях) раздают работу за небольшие взяточки. Берут всем: деньгами, алкоголем, «борзыми щенками». Хочешь получить работу – плати. Не хочешь платить – сиди на базе, но это сидение не оплачивается. Конечно, в небольших компаниях такое тоже бывает, но в нашем случае всё благополучно: заказы справедливо делят между всеми водителями и машинами, взятки совать бесполезно, да и без зарплаты сидеть не приходится – работа есть почти всегда. 

Про Андрея Викторовича тут говорят как про строгого отца: в обиду не даст, но и ремнём от него получить тоже можно. Нам он даёт только путевой лист. В принципе, бумажная волокита на этом обычно тут и заканчивается. Если надо возить груз, документами на него почти всегда занимается грузоотправитель, так что водитель получает уже готовые товарно-транспортные накладные на месте загрузки. А мы выдвигаемся пустыми на одно из предприятий города.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Вдоль по Питеру

Залезть в кабину Аксора несложно: в проёме дверей стоит пара удобных вертикальных поручней. Вот только нижняя ступенька, которая стоит на кронштейне ниже пола кабины, со стороны водителя отвалилась. Время, к моей великой печали, беспощадно даже к Мерседесу. Поэтому если на пассажирское место я влетел аки горный козлик на каменный валун, но на водительское попал не сразу.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Ехать до места нам не слишком далеко – километров 12. Но помучиться с непривычки пришлось. Мне нечасто выпадает возможность поездить на грузовой машине по городу, обычно тест-драйвы коммерческого транспорта устраивают на закрытых полигонах. Наверное, поэтому сначала я испытал нервный шок от некоторых водителей легковых автомобилей. Например, большинство не знает, что такое слепая зона грузовика, и упорно туда лезет. Многие не понимают, что не надо соваться под грузовик, поворачивающий направо, или пытаться проскочить справа от него, прижавшись к его колесу. Лезут, пытаются… А потом задумчиво чешут репу: «Да как так-то?». Всё-таки не зря на многих американских траках уже очень давно внизу пассажирской двери ставят маленькое окошко: в него таких деятелей иногда видно.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Денис говорит, что у него есть шестое чувство, которое ему подсказывает, не залез ли очередной «изи райдер» под его машину. У меня такого чувства не было, а вот неожиданно обширный даже для меня набор матерных эмоций проскакивал часто.

Другие товарищи очень хотели вклиниться в пустое пространство перед грузовиком, которое по идее должно обеспечивать нам дистанцию до впереди идущего автомобиля. Желательно – на светофоре, чтобы влезть в этот промежуток и резко нажать на тормоз перед многотонником. Одним словом, поездка по городу в очередной раз принесла мне разочарование в людях. А вот в Мерседесах – нет.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Когда я спросил, что думает Денис про свою машину, он сразу ответил: «Не, ну, это не КамАЗ, конечно!» Потом подумал и добавил: «…но и не “скамейка”, правда». Под «скамейкой» он имел в виду свою предыдущую машину – Сканию, которая надолго запомнилась ему комфортом. 

Тут соглашусь хотя бы в одном: в Аксоре абсолютно некуда деть руки. Даже подлокотник на водительской двери не самый удобный, а справа его нет совсем. Рулевая колонка регулируется только по наклону, и этого тоже недостаточно. Обидно, потому что в остальном с эргономикой тут всё в порядке: водительское кресло на пневматической подвеске, удобное расположение приборов и рычага КПП, хороший обзор (на счастье идиотов, лезущих под колёса). 

Денис ничего не сказал про педаль сцепления, к которой он, видимо, привык. А вот я привыкал к ней долго. Между ней и педалями газа и тормоза стоит рулевая колонка, и эту педаль зачем-то спрятали очень далеко за колонкой. Поначалу я даже боялся убрать с неё ногу: вдруг потом не найду её быстро? Но ездить с ногой на педали сцепления неправильно, поэтому пришлось идти на риск. Раза с третьего или четвёртого я привык сразу совать ногу далеко за колонку, и педаль сцепления в этом случае находилась сразу.

А ещё Scania нравилась Денису своей динамикой. У Аксора с ней есть проблемы. Полноприводный грузовик в принципе не должен быть пулей, но Аксор тут переборол многих: он набирает скорость как старый тепловоз. Спокойно, самоуверенно, я бы сказал – надёжно. Но очень медленно. Причём он при разгоне не орёт дизелем, не гудит трансмиссией, не стучит подвесками, а просто молча сопротивляется любой попытке ехать быстро. В городском потоке, конечно, с непривычки сложно. 

Зато тормоза старого Axor обрадуют любого водителя. Понятно, что тормозная система грузовика пневматическая, но характер у неё неожиданно очень даже гидравлический: с точно прогнозируемым моментом схватывания и лёгким дозированием усилия. А вот об их эффективности при торможении с высокой скорости ничего сказать не могу по причине отсутствия этой самой высокой скорости. С 60 км/ч замедляют они отлично.

В целом характер поведения Аксора в городе неожиданно мягкий. Нет грузового шума, нет опасности не вписаться в поворот. Само собой, трёхосные Аксоры ведут себя иначе, но машина с формулой 4х4 достаточно манёвренная для городских улиц.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Есть, правда, одна городская опасность, которая меня преследовала весь день. Это, как ни странно, зеркала. Проехать вплотную к автобусу или другому грузовику несложно: с габаритами проблем нет. Но очень страшно зацепиться зеркалами, которые у обоих машин торчат за пределами габаритов. И вот к этому я привыкнуть так и не смог. Видимо, придётся повторить упражнение.

Тем временем мы подъезжаем к месту назначения. Въезд проходит через узкие ворота, за ними – сразу направо, и ещё одни ворота. Всё, тупик, склад, цех со станками. И чувство обречённости: развернуться здесь негде, придётся выбираться через все эти ворота задним ходом.

Туда-сюда

На месте выяснилось, что ничего возить нам сегодня не придётся. Мы будем таскать какие-то станки из цеха под открытое небо, где они будут ждать, пока в цехе идёт ремонт. То есть сегодня мы «храбрые крановщики, эй, лай-лай-ла-лай-ла, лай-лай-ла-ла, сильные крановщики!», как пели забытые ныне «Манго-Манго».

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Фронт работ Денис начинает изучать с разведки: что придётся таскать и сколько это весит. Оказывается, разными бывают не только начальники транспортных контор, но и клиенты. Бывает, что они просят поднять манипулятором вес, заметно превышающий возможности этого манипулятора. Иногда водители на это соглашаются – боятся потерять заработок. И в случае, если груз летит вниз, попадают на большие деньги. А если ещё причиной падения груза будет не лопнувшая стропа, а сломавшаяся стрела КМУ или эффектное опрокидывание грузовика, сумма «залёта» станет ещё выше. В нашей конторе принято вставать на сторону водителя: если клиент наглеет, водитель имеет право хлопнуть дверью и уехать. Никто его штрафовать за это не станет – техника безопасности и страх попасть на деньги превыше всего. 

С другой стороны, клиенты всегда стараются за свои деньги получить максимум выгоды. Минимальное время заказа машины с КМУ – четыре часа, и многие клиенты, справившись с работой за полчаса, ещё три с половиной пытаются мучить водителя всякой дрянью по переноске «этого – туда, этого – сюда». Мол, деньжищи вам отвалили, давайте отрабатывайте.  

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном
Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Выпускаем аутригеры – те самые гидравлические боковые опоры, без которых работать нельзя. Это делается рукоятками гидравлики справа и слева машины. А вот потом Денис берёт в руки пульт радиоуправления манипулятором. Очень прикольная игрушка, доложу я вам! Но в руки я её не брал. Одно неверное движение – и ты должен несколько тысяч рублей. Или миллионов, если кокнешь что-то очень дорогое. В общем, от этих взрослых игр я самоустранился. 

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Нам повезло с заказчиком: он предоставил стропальщиков. Обычно оно так и бывает, но Денис без труда вспомнил ситуации, когда на месте работы его встречали испуганные манипулятором гости из дружественных южных республик. КМУ они видят впервые, стропы – тоже. Тогда проще крепить груз самому: будет быстрее и надёжнее. Но сегодня всё идёт гладко: заказчики крепят стропы на самом тяжелом станке (он весит около полутора тонн), и Денис тащит груз на другую сторону. Тут важно вести его как можно ближе к земле и на минимальном вылете стрелы – так требуют техника безопасности и здравый смысл. Даже если подведёт боковая опора (например, под ней провалится грунт), груз останется целым, а машина не завалится на бок. 

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном
Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном
Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

А вот дальше время текло очень медленно. Денис переносил станки, а я забрался в кабину. Холодно! Мой напарник говорит, что холод – это одна из самых больших сложностей в его работе. Приедешь на стройку и давай на ветру туда-сюда таскать грузы восемь часов… Нет, такая работа не для меня. А вот Денис не жалуется. То ли мужик покрепче, то ли знает, как одеться надо.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном
Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Финита ля комедия

Работа по переноске станков окончена быстро. Буквально пару часов – и всё. Денис заполняет лист задания (время приезда, отъезда, время работы) и садится в машину. Едем на базу.

По большому счёту, работа закончена. Через полчаса можно пить чай в комнате отдыха. Но… Нет. Хочешь, чтобы твоя машина работала? Тогда пожалуйте на осмотр. Ничего не течёт, все жидкости стоят по уровню (кроме мочевины – «туды её в качель»!) Работа была чистая, а погода – сухая, так что мыть машину не пришлось. Так что чай – дело последнее.

Кстати, о чае. Как-то у нас сложилось мнение, что водители – это те самые «шоферюги», любящие поддать. Не буду категоричным, водители бывают разными. В той компании, где я провёл день, водители не пьют – они пришли сюда работать. Хотя, говорят, штатный алкоголик тоже есть. Но пьяным его поймать пока не удалось. Видимо, на работе он своих увлечений не афиширует.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном

Теперь вернёмся к фразе Дениса о том, что Axor – это уже не КамАЗ, но ещё не «скамейка». Почему не «скамейка», мы уже выяснили. А вот почему не КамАЗ? Буду откровенен, как Джельсомино в Стране Лжецов: я симпатизирую челнинскому автогиганту. Но их КамАЗы среди водителей котируются не слишком высоко. Первые год-два работать можно, потом становится сложно. Да и эргономика в «додаймлеровскую» эпоху у них была бесчеловечна. Зато Axor получился как-то сразу. И несмотря на свои 12 лет, он очень даже живой и не треплет нервы своему водителю. Да, пришлось перебирать тормоза, но всё остальное и ездит, и ездит, и ездит… А вот свой КамАЗ Денис вспоминает с дрожью. Он её пытается честно скрыть, но она всё-таки прорывается наружу.

* * *

Кажется, всё, что мы делали сегодня, не так уж сложно. Приехали, поработали манипулятором, уехали. Но когда я опять вспоминаю любителей залезть в слепую зону, когда думаю о натянутых стропах, когда ощущаю тот холод… Знаете, эту работу нужно уважать. Не такая она простая, как кажется. А если уважать не получается, хотя бы не кидайтесь на своих малолитражках под грузовик! Оно тоже дорогого стоит.

Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном