5.4 C
Нью-Йорк
Пятница, 22 января, 2021

Buy now

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза


По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.

Военизированные коммерческие грузовики

Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Упрощенный грузовичок Austin К30 образца 1939 года с открытой кабиной и дверными фартуками

Austin К30/К2 (Великобритания)

К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Наиболее распространенный военизированный автомобиль Austin К2 с цельнометаллической кабиной

За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Типовая английская санитарная машина на базе Austin К2, подаренная жителям Сталинграда в 1943 году

В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.

Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Санитарный «Остин», воевавший на двух фронтах и ставший легендой британских вооруженных сил
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Компактный двухтонный военизированный грузовичок Austin K2 с закрытой кабиной
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Длиннобазный трёхтонный армейский автомобиль Austin К3 с 63-сильным бензиновым двигателем

Bedford OXD/OYD (Великобритания)

Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Компактный грузовичок Bedford OXD с колесной базой всего 2,8 метра демонстрирует британские авиабомбы
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Седельный тягач Bedford OXС с одноосным бортовым полуприцепом грузоподъёмностью шесть тонн

Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Удлиненный грузовик Bedford OYD со всеми односкатными колесами при разгрузке транспортного судна
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Шасси Bedford OYD с компактной цистерной на 1600 литров воды и съёмным маскировочным тентом

Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.

Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.

Сохранившиеся автомобили компании Bedford, поставлявшиеся по ленд-лизу

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Миниатюрный тягач Bedford OХС с шеститонным бортовым полуприцепом с двухскатной ошиновкой
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Самый распространенный британский военизированный грузовик Bedford OYD длиной более шести метров
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Грузовой автомобиль Bedford OYD с запасом хода 450 километров в пробеге исторической военной техники

Ford 2G8T/G8T (США)

Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Один из прототипов грузовика Ford G8T – типично американский короткобазный вариант Ford 2GT-86
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Колонна военизированных гражданских автомобилей Ford 2G8T с простейшими бортовыми кузовами

Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Многоцелевой военизированный коммерческий автомобиль Ford 2G8T с высокобортным деревянным кузовом

Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Армейский вариант Ford G8T с деревометаллическим кузовом и надставными решётчатыми бортами
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Восстановленный транспортный военизированный автомобиль Ford G8T вооруженных сил США

И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Грузовик Ford 2G8T первого выпуска на службе в вооруженных силах Америки
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Ленд-лизовский грузовик Ford G8T второго выпуска на службе в Красной армии

В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.

Согласно американской статистике, в 1941-1945 годах корпорация Ford изготовила 87,5 тысяч грузовиков серии 2G8T/G8T, что составляло 96,6% от общего числа аналогичных машин американского производства. По советским данным, с учётом потерь по договору ленд-лиза в Красную армию поступило до 77 тысяч «Фордов».

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Грузовики Ford G8T с типовыми кузовами-фургонами для авторемонтных мастерских и радиостанций
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Советские солдаты-миномётчики на ленд-лизовских грузовиках Ford G8T в освобождённой Вене
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Военизированный грузовик Ford 2G8T Красной армии перевозит бывших узников немецких концлагерей

Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Пока не восстановленный грузовой автомобиль Chevrolet MS4403 на съезде старинной техники
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
На южном фронте колонна ленд-лизовских грузовиков Dodge WF32 с пушками и боевыми расчётами

В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.

Dodge Т110L (Канада)

С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Редкий канадский трёхтонный автомобиль Dodge T110L-9 с высокобортным деревянным кузовом

Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.

International K/KR (США)

С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Военизированный пятитонный 126-сильный грузовик International KR11 на пробеге старинной автотехники
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Типично британский трёхосный бескапотный грузовик семейства Albion BY с задними ведущими колёсами

Albion BY3 (Великобритания)

В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом. 

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Шасси Albion BY3 без кузова, поступившее по ленд-лизу в СССР и переданное для изучения в НАТИ (фото НАМИ)
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Автомобиль-шасси Albion BY1 для доставки и перегрузки двух понтонов с ручными лебёдками

Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.

Leyland Retriever (Великобритания)

В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Бескапотный армейский автомобиль Leyland Retriever WLW2А с открытой кабиной с брезентовым навесом
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Шасси Leyland Retriever для перегрузки двух понтонов посредством четырёх лебёдок и тросов внутри стоек

Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.

Austin К6 (Великобритания)

С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Трёхтонный односкатный грузовик Austin K6 с полностью металлической конструкцией кабины и кузова
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
Шасси Austin K6 с трёхтонным поворотным армейским краном Coles с максимальной длиной стрелы шесть метров

В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.

В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.

На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц. 

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.



Источник

Related Articles

Стальные мускулы: Chevrolet Camaro

просто отменно. Производство Camaro развернулось на предприятиях в Цинциннати и Калифорнии. Полностью семейство было сформировано в ноябре 1966-го, когда появились восьмицилиндровые моторы рабочими объемами...

«Бондомобиль» в Москве

Осенью в Москве появится дилер легендарной марки...

5 причин покупать и не покупать Ford EcoSport

ИстокиНазвание EcoSport впервые прозвучало в 2003 году,...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Stay Connected

2,506ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -

Latest Articles

Стальные мускулы: Chevrolet Camaro

просто отменно. Производство Camaro развернулось на предприятиях в Цинциннати и Калифорнии. Полностью семейство было сформировано в ноябре 1966-го, когда появились восьмицилиндровые моторы рабочими объемами...

«Бондомобиль» в Москве

Осенью в Москве появится дилер легендарной марки...

5 причин покупать и не покупать Ford EcoSport

ИстокиНазвание EcoSport впервые прозвучало в 2003 году,...

Коммерческий BMW

Новости / Слухи Коммерческий BMW ...